Суббота, 19.08.2017, 17:48
Астана - столица Республики Казахстан
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Летопись столицы [11]
Другие города [0]
Поиск
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Летопись столицы

Летопись столицы 2005 год
31.08.2009, 15:45

Одним из самых знаменательных событий в истории Астаны стала, вне сомнения, состоявшаяся девятого июня 2005 года презентация книги Нурсултана Назарбаева «В сердце Евразии». Она рассказывает о нелегком процессе переноса столицы и становлении главного города страны.


Как подчеркнул в своем выступлении на презентации книги Глава государства: «Окончательно склоняясь к идее о необходимости переноса столицы, я безусловно понимал, что ставлю на кон буквально все: свою политическую карьеру и даже, может быть, жизнь. Разумеется, я имею в виду не трагический смысл потери жизни, а философский — как невыполнение своего жизненного обязательства перед обществом в качестве Президента страны... То, что мы на исходе двадцатого века впервые в своей истории приняли решение о том, где будет находиться столица независимого Казахстана, исходя из национальных интересов страны, имело и имеет огромный политический и нравственный смысл. Это стало отражением воли народа суверенной страны, ставшей свободной и независимой».


Евразийская гавань


Если говорить о начале 2005-го, то оно для Астаны запомнилось в первую очередь торжественным открытием в международном аэропорту столицы нового пассажирского терминала, строительство которого началось в сентябре 2002 года благодаря непосредственной поддержке Главы государства.


Строительство воздушной гавани — процесс и сложный, и дорогостоящий. Само собой, встал вопрос: где взять инвестиции, где найти высокопрофессиональных специалистов-проектировщиков? Проблему решил Нурсултан Назарбаев. Еще в 1993 году во время официального визита в Японию Президент Казахстана достиг договоренности о финансировании проекта. А уже в декабре 1998-го состоялось подписание Соглашения о предоставлении нашей стране займа Японского банка международного сотрудничества на сумму около 176 миллионов долларов. При этом размер финансирования с казахстанской стороны составил 40 миллионов долларов.


Разработчиком дизайна аэровокзала выступил знаменитый японский архитектор Кисе Курокава, являвшийся также автором Генерального плана развития Астаны. Новый пассажирский терминал, без сомнения, оказался уникальным. Он состоит из пяти уровней, а его пропускная способность составляет 750 пассажиров в час.


Эх, дороги...


Увы, далеко не все так безоблачно и радостно было у транспортников в том же 2005-м. На состоявшемся в феврале расширенном заседании Правительства Глава государства устроил строгий разнос дорожным строителям, которые, несмотря на поставленные перед ними задачи по сооружению автомобильных дорог международного уровня, ничего толком не сделали, зато растранжирили уйму средств.


Как выяснилось, к примеру, в ходе проверки, проведенной Генпрокуратурой, при строительстве автомагистрали, соединяющей столицу с Боровской курортной зоной, использовались преступные схемы увода средств. Выигравшая тендер компания отдавала в субподряд работы другим. В итоге на сооружение этой трассы было привлечено аж 24 фирмы, из которых реально работали только пятнадцать. Остальные же девять, палец о палец не ударив, просто присвоили себе двадцать процентов выделенных на строительство государственных средств.


Некачественные стройматериалы использовались при реконструкции и ремонте дороги Астана — Алматы. Более того, работы здесь осуществлялись без соответствующих лицензий и разрешений. При этом контроль за качеством уполномоченным госорганом осуществлялся абы как.


Серьезные нарекания в 2005-м высказывались и в адрес тех, кто занимался строительством непосредственно в Астане. В частности, в связи с неосвоением средств: в столице тогда простаивало порядка шестидесяти процентов отведенных земельных участков, на освоение каждого из которых хозяевам был определен годичный срок. Данная ситуация заставила акимат инициировать поправки в действующий закон о столице, предусматривающие сокращение сроков для освоения.


Этажи строительного кластера


Дабы удовлетворить потребность строительных организаций в материалах, фактически ежегодно с момента переноса столицы организовывались в Астане новые предприятия. В 2005-м, к примеру, вышел на проектную мощность завод по производству ячеистого бетона «Экотон плюс», продукция которого начала поступать не только на стройки Астаны, но и в Алматы, Караганду, Актобе, Атырау, Жезказган. Причем заказы оформлялись на квартал вперед — такой вот размах строительства наблюдался в стране.


Нужную продукцию начал выпускать и запущенный десятого сентября Казахстанский завод трубной изоляции. Его трубы и фасонные изделия, покрытые пенополиуретаном, которые отличаются наименьшей теплопроводностью и высокой прочностью, начали применяться в различных сферах. Опять же не только в Астане, но и во всех регионах республики.


Масштабы грядущего


В 2005-м в Астане началось строительство новых уникальных зданий, призванных придать неповторимый колорит казахстанской столице. К примеру, в декабре Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в закладке первого камня на месте будущего торгово-развлекательного центра «Хан шатыры». Подобного сооружения, автором которого стал известный английский архитектор лорд Норман Фостер, нет не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.


Кроме того, в декабре Президент посетил еще один строящийся на тот момент объект — столичный цирк. Сейчас это одно из любимых учреждений досуга мальчишек и девчонок Астаны, а также их ровесников, специально приезжающих из других регионов Казахстана, чтобы посмотреть на цирковые представления. Кстати, современная техника в кратчайшие сроки способна превратить манеж в ледовую арену.


В добрый путь!


Вошел 2005-й в историю Казахстана и как год пуска на воду первого казахстанского танкера, получившего название «Астана». Новое судно, презентация которого состоялась в Актауском морском порту, оказалось во многом уникальным.


Имея длину 150 метров и высоту борта чуть более десяти метров, танкер водоизмещением двенадцать тысяч тонн способен передвигаться по мелководью Каспийского моря. Кроме того, он имеет одну из высших степеней автоматизации, что позволяет эксплуатировать его без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и на центральном посту управления. А потому достаточно сложная конструкция оперируется сравнительно небольшим экипажем — 12 человек.


Участвовавший в церемонии презентации Президент напомнил, что в 2010 году Казахстан будет добывать порядка ста миллионов тонн нефти. А значит, вопросы ее транспортировки нужно решать, не откладывая дело в долгий ящик.


Липы, сосны, тополя...


Программа озеленения Астаны, инициированная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, получила в 2005 году новое развитие: в столице началась высадка липы мелколистной, а точнее, специально выведенного ее сорта, устойчивого к засухам и морозам, хорошо переносящего обрезку и пересадку.


Более трех тысяч разнообразных деревьев было высажено в том году в парке «Казахстан», более двух тысяч — в новом Парке влюбленных, столько же — у Байтерека. А вообще, напомним, комплексной программой озеленения Астаны до 2030 года предусмотрено достижение норматива в 19 квадратных метров зеленых насаждений на каждого жителя!


Большая торговля


Начиная со времени переноса столицы город постоянно расширял географию внешнеэкономических связей, повышал свой торговый и экспортный потенциал. Если, к примеру, в 1999 году он составлял всего 242 миллиона долларов, то в 2005-м — уже около четырех миллиардов. Основными статьями экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья стали зерно, продукция мукомольно-крупяной и металлургической промышленности.


Сама быстро строящаяся Астана становилась с каждым годом все привлекательнее для вложения капиталов. Судя по данным статистики, к первому июля 2005 года в столице действовали 432 иностранные компании и 166 совместных предприятий.


Сергей НЕСТЕРЕНКО

Информация взята с официального сайта г. Астана

http://www.astana.kz
Категория: Летопись столицы | Добавил: admin
Просмотров: 918 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz